Транспортировка и хранение кислорода

Кислород из воздуха делают на специализированных кислородных станциях. Ввиду этого большое значение уделяется его хранению и транспортировке. Кислород как правило хранят и транспортируют в газообразном виде в металлических баллонах под давлением 150 кгс/см2.

Кислородный баллон состоит из стального цилиндра со сферическим днищем и горлом для крепления запорного вентиля. На нижнюю часть баллона надевают башмак, разрешающий ставить баллон вертикально вверх. На горле есть  кольцо с резьбой для установки защитного колпака. Внутренняя коническая резьба горла нужна для прикрепления вентиля. Баллоны делают из металлических цельнотянутых труб углеродистой стали с пределом прочности не менее 65 кГ/мм2, пределом текучести не менее 38 кГ/мм2 и относительным удлинением не менее 15%. Кислородные баллоны делают для разных целей, емкостью  от 0,4 до 50 л. В сварочном оборудовании используют главным образом баллоны литражом в  40 л. Подобные  баллоны имеют наружный диаметр 219 мм, длину корпуса 1390 мм, толщину стенки 7 мм; вес баллона без кислорода составляет 60 кг. Вес баллона из углеродистой стали для рабочего давления 150 кгс/см2 на 1 л емкости около1,6-1,7 кг.

В настоящее время идёт освоение производства баллонов из легированных сталей, что позволяет увеличить рабочее давление баллонов и уменьшить их вес для такой же емкости и рабочего давления. Чтобы исключить опасные ошибки при наполнении и работе баллонов, баллоны красят в различающиеся цвета; помимо этого, присоединительный штуцер запорного вентиля бывает разных размеров и исполнения. Кислородные баллоны красят внешне в голубой цвет и выводят  на них надпись черными буквами "Кислород". Раз в пять лет кислородный баллон проходит обязательное испытание, что фиксируется клеймом, наносимым на верхней сферической стороне баллона. Помимо этого проводится гидравлическое испытание на полуторное рабочее давление, тоесть   на 225 кгс/см2.

При не соблюдении правил эксплуатации с баллонов, заполненных кислородом под давлением 150 кгс/см2, есть вероятность возникновения взрыва с большими разрушениями. Поэтому при работе с газовыми баллонами необходимо строго соблюдать Установленные требования безопасности. Наиболее желательно складировать баллоны в специально отведённых постройках вне цехов и мест производств.

Рекомендуется в цехе держать не больше 10 баллонов.. В цехе баллоны нужно соединять хомутом или цепью со стенкой, балкой  и т.п. для исключения вероятности падения. По производственной территории баллоны нужно транспортировать  на носилках или на специально оборудованных тележках; катать заправленные баллоны ,волочить или носить на руках запрещается. При транспортировке рекомендуется использовать подкладки из досок, исключающих свободное перемещение и соударения баллонов, или делать кольца из веревок и ими скреплять баллоны. Погрузку и разгрузку нужно производить с максимальной осторожностью и исключать всяческие соударения баллонов и удары об что-либо.

Баллоны требуется  предохранять от нагревания, удалять от печей, вызывающих резкое  увеличение  давления газа в баллонах. В жаркую погоду при работе на улице рекомендуется накрывать баллоны мокрым брезентом. Строго запрещается допущение загрязнения баллона, недопустимо попадание масел и жиров в область вентилей ,масла в кислороде воспламеняются и это может вызвать взрывную реакцию. Эксплуатация  баллонов требует чёткого соблюдения норм техники безопасности. 

Также нельзя забывать, что различные пористые органические материалы - торф, дерево, ткани и пр., при контакте с  жидким кислородом образуют мощные взрывоопасные  вещества - оксиликвиты, которые используют при подрывных работах.

Стандартный вентиль кислородного баллона выполнен из латуни. При транспортировке и складировании  вентиль  предохраняют специальным колпаком, который надевают на внешнее кольцо горловины.